Новости госзаказов

04.03.2022
Снижен ценовой порог контракта на геологоразведку, при котором разрешено изменять условия его исполнения в рамках 44-ФЗ
Опубликовано постановление Правительства РФ от 28.02.2022 г. N 261 (https://docs.cntd.ru/document/728324874), которым внесены изменения в постановление Правительства РФ от 19.12.2013 г. N 1186 "Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации, в случае если выполнение контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно". Согласно внесенным изменениям предельный размер цены контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр, при котором разрешено корректировать условия его исполнения, снижен с 10 млрд рублей до 100 млн рублей. Дата вступления в силу - 13.03.2022.
03.03.2022
Минстрой России дал разъяснения об изменении цен на строительные госконтракты
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства письмом от 01.03.2022 г. детально разъясняет порядок пересмотра стоимости строительных контрактов в связи с существенным ростом цен на материалы и оборудование. Рост цен на стройресурсы продолжается и в 2022 году. В документе определено в каких случаях и на основании какого нормативного акта существует возможность увеличения стоимости контракта. Кроме того, письмом рекомендовано учитывать положения ПП 1315 при пересмотре цен договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ. Рассмотрен в документе и порядок пересмотра стоимости Комплексных контрактов, которые включают не только работы по строительству и реконструкции, но также проектные и изыскательские. Даны детальные разъяснения о порядке пересмотра стоимости контрактов, объектами которых являются строительство или реконструкция. Информация, представленная в письме, позволяет быстро сориентироваться в вопросах возможностей изменения цены контракта.
02.03.2022
Эксперты считают, что санкции не отражаются на отрасли госзакупок Электронные торговые площадки работают штатно, отмечают аналитики
Отрасль госзакупок в РФ не ожидает критических последствий из-за событий последних дней, связанных с объявлением санкций в отношении российских компаний. Электронные торговые площадки работают в штатном режиме, отмечают эксперты. "События последних двух дней не несут каких-то критических последствий для отрасли госзакупок: функционирование ИТ-инфраструктуры операторов электронных торговых площадок будет проходить в штатном режиме на высоком уровне защищенности, внутренний спрос сохранится", - сказал ТАСС генеральный директор электронной площадки "РТС-тендер" Владимир Лишенков. По его словам, государственная политика импортозамещения уже стимулировала развитие различных отраслей экономики, в дальнейшем это развитие продолжится и усилится. "Некоторые компании с импортных закупок в части поставки технологий и промышленного сектора будут обращаться к российским поставщикам, такой спрос простимулирует интенсификацию существующих игроков и появление новых, что в конечном счете приведет к укреплению национальной экономики", - считает он. В пресс-службе электронной площадки "Росэлторг" сказали агентству, что "торги проходят в штатном режиме". "Все торговые системы площадки "Росэлторг" являются собственной российской разработкой и не имеют санкционных рисков", - уточнили там. Касательно влияния последних событий на объемы проводимых закупок, то "такие прогнозы давать пока преждевременно", добавили в пресс-службе.
11.08.2022
Установили типовые формы независимых гарантий при закупках по Законам N 223-ФЗ и 44-ФЗ
С 1 июля действует ряд обязательных требований к обеспечительной гарантии при электронных конкурентных закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ. Например, заказчик примет ее от тех же гарантов, что и по Закону N 44-ФЗ. Правительство утвердило положение о независимых гарантиях. В нем, в частности, определили типовые формы гарантий для обеспечения заявок и договоров, а также доптребования к ним (разд. 2 положения, приложения N 1 и 3 к положению). Гарантии можно получить в форме электронного документа или на бумаге (п. 3 положения). Среди прочего в них включают условия (пп. "г" и "д" п. 5, пп. "г" п. 6 положения):  о том, что банк или региональная гарантийная организация должны выполнять обязательства, даже если их исключили из соответствующих перечней;  в каком арбитражном суде разберут споры в связи с исполнением обязательств по гарантии. Сходные типовые формы независимых гарантий определили также для обеспечения заявок и контрактов по Закону N 44-ФЗ (пп. "г" п. 2 изменений). Эти новшества вступят в силу 1 октября.
17.07.2022
Юрлица не смогут отказаться от заключения отдельных госконтрактов
Подписан закон, предусматривающий право Правительства РФ принимать решения о введении специальных мер в сфере экономики, в том числе предусматривающие запрет юрлицам отказываться от заключения в соответствии с Законами № 44-ФЗ, № 223-ФЗ и № 275-ФЗ отдельных договоров и контрактов. Речь идет о договорах и контрактах, заключаемых в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 272-ФЗ). Кроме этого, согласно новой редакции ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право осуществлять у единственного поставщика закупки, необходимые для выполнения гособоронзаказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного п. 3 – 3.2 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ. Также в соответствии с новым п. 1.4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в случае введения специальных мер в сфере экономики допускается изменение объема исполнения, предусмотренного контрактами, заключенными: федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области государственной охраны, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ. При этом пределы увеличения цены контракта ограничены положениями бюджетного законодательства и основными показателями государственного оборонного заказа. Указанные изменения вступят в силу 25 июля 2022 года.
14.07.2022
Разъяснили особенности изменения строительных контрактов по Закону N 44-ФЗ
В 2022 году строительный контракт можно изменить, если при его исполнении возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя исполнить. Для этого правительство установило порядок. Минфин отметил: корректировать контракт по этому порядку могут только государственные или муниципальные заказчики. У тех, кто к ним не относится, есть возможность менять контракт по спецнорме на основании решения соответствующего органа власти (на основании части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ). Так, на основании решения высшего исполнительного органа региона можно корректировать контракт для нужд субъекта. Ведомство уточнило: в таком решении можно предусмотреть условия его применения, сходные с теми, что есть в порядке изменения строительных контрактов из-за непредвиденных обстоятельств.
12.07.2022
Информационное сообщение о количестве специальных счетов для обеспечения заявок на участие в закупках по состоянию на 01.07.2022
Минфин России настоящим информирует, что согласно информации, представленной банками, включенными в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р, а также операторами электронных площадок, оператором специализированной электронной площадки, включенными в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р, по состоянию на 01.07.2022 участниками закупок открыто 454552 специальных счетов в указанных банках в целях обеспечения заявок на участие в закупках. Источник: Информация Минфина России от 07.07.2022 На данный момент перечень банков, в которых оператором электронной площадки открываются #спецсчета в качестве обеспечения заявок по госзакупкам, состоит из 24 банков.
12.07.2022
Планируется актуализировать положения КоАП РФ об ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении закупок
ФАС России предлагает устранить противоречия между действующими положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и соответствующими нормами КоАП РФ, устанавливающими ответственность за нарушения в сфере закупок (ID проекта 01/05/07-22/00129239). В частности, планируется скорректировать ст. 7.29, ст. 7.30, ст. 7.31, ст. 7.32, ст. 7.32.3 КоАП РФ, а ст. 7.29.3, ст. 7.31.1, ст. 7.32.5, ст. 7.32.6 КоАП РФ предлагается исключить. В результате количество составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, может сократиться с 56 до 31. Законопроект также предусматривает расширение перечня субъектов, уполномоченных на рассмотрение дел о нарушениях, допущенных при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ. В число указанных лиц могут включить начальников отделов федеральных органов исполнительной власти, являющихся контрольными органами в сфере закупок, и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений территориальных органов указанных контрольных органов (и их заместителей). Кроме этого, инициатива ФАС России предполагает установление минимального и максимального размеров штрафа за совершение правонарушения. При этом по некоторым составам в качестве санкции предусматривается вынесение предупреждения.
08.07.2022
Разъяснили нюансы контроля сведений для включения в реестр госконтрактов
В правилах ведения реестра контрактов есть перечень информации, которую направляют для добавления в реестр при заключении контракта. Органы контроля проверяют ее, в частности, на соответствие условиям контракта. Казначейство среди прочего отметило, что по Закону N 44-ФЗ часть сведений для реестра необязательна в контракте, например код видов расходов. Их проверяют лишь при наличии. Однако этот код следует указывать для контроля за соблюдением объема финансирования. Также разъяснили: если в контракте есть требование об обеспечении исполнения контракта (гарантийных обязательств), а победитель из числа СМП и СОНКО представил вместо него подтверждающие сведения, то в реестр не вносят данные об обеспечении. Правила ведения реестра не обязывают включать сведения об освобождении контрагента из числа СМП и СОНКО от обеспечения. В таком случае, если в реестре нет информации об обеспечении, это не основание для отрицательного результата проверки.
04.07.2022
До 31 декабря 2022 года возможно изменение существенных условий госконтракта на закупку лекарств и медизделий по новым основаниям
В соответствии с новой ч. 65.2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 31 декабря 2022 года предусмотрена возможность изменения по предложению заказчика существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, связи с увеличением или уменьшением количества указанных товаров не более чем на 30%. При этом допускается пропорциональное изменение цены контракта также в пределах 30% (Федеральный закон от 28.06.2022 № 231-ФЗ (https://base.garant.ru/404902805/)). При уменьшении количества лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы таких препаратов, изделий, материалов. Цена единицы указанных товаров должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов. Указанные изменения вступают в силу 11 июля текущего года. Напомним, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и ст. 112 Закона № 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ (https://t.me/zakupki44fz/6114) и постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 (https://t.me/zakupki44fz/6288).
04.07.2022
Скорректированы положения Закона N 44-ФЗ о сроках оплаты исполненного по контракту
В соответствии с новой редакцией п. 2 ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступающей в силу 9 июля текущего года, в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, срок оплаты заказчиком исполненного по такому контракту должен составлять не более двадцати рабочих дней. Напомним, что в силу ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ по общему правилу срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением случаев, если: иной срок оплаты установлен законодательством РФ; оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке; в соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке; Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
04.07.2022
Утверждены особенности казначейского сопровождения госконтрактов в 2022 г.
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 № 1182 «О порядке перечисления в 2022 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях». Согласно документу компании, работающие по отдельным государственным или муниципальным контрактам, до конца 2022 г. смогут рассчитываться с контрагентами за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги напрямую, без открытия лицевого счета в Федеральном казначействе. На сайте кабмина отмечается, что «застройщики смогут оперативнее выходить на стройплощадки. На банковские счета поставщиков строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в смету, будут переводить не только оплату за поставку, но и авансы по контрактам. Основанием для таких расчетов послужит перечень стройматериалов и оборудования, необходимых для исполнения госконтрактов». В постановлении, в частности, перечислены следующие контрагенты: поставщики стройматериалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство, капитальный ремонт объектов капстроительства, информация о которых в сметной документации содержится в перечне стройматериалов и оборудования, включенных в сметную документацию, который: – по госконтрактам, контрактам учреждений формируется исполнителем по госконтракту, контракту учреждения и утверждается госзаказчиком, заказчиком по контракту учреждения; – по соглашениям формируется исполнителем по контракту, заключенному с получателем субсидии, и утверждается получателем, получателем средств по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве; поставщики товаров, не указанных выше, при представлении в территориальный орган Федерального казначейства заказчиками подтверждающих поставку иных товаров документов, определенных нормативным правовым актом Минфина России по п. 4 ст. 242.23 Бюджетного кодекса РФ.
30.06.2022
Опубликовали закон о снижении порога для офсетных госконтрактов
С 9 июля уточнят особенности закупок по офсетным контрактам, например: снизят с 1 млрд до 100 млн руб. минимальный объем инвестиций по такому контракту. Если его заключают для нескольких регионов, то с 2024 года объем составит не менее 400 млн руб.; закрепят обязательные условия офсетного контракта. Одно из них — максимальное количество товара (услуги), которое можно предоставить за год другим заказчикам региона напрямую. Оно не должно превышать 30% произведенной продукции (объема оказанной услуги). Требование станет обязательным с 2024 года. Также с 9 июля приобретать медизделия и расходные материалы у едпоставщика при соблюдении ряда условий смогут не только государственные или муниципальные медорганизации, но и другие заказчики. Однако закупать лекарства по этому основанию запретят. Приобрести медизделия и расходные материалы можно будет и по правилам "электронного магазина". До конца года стороны смогут по соглашению корректировать количество в том числе таких товаров по контракту в пределах 30%.
30.06.2022
Появилась возможность корректировки условий госконтрактов на ремонт и содержание автомобильных дорог (Закон № 44-ФЗ)
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2022 № 1148 (https://www.roszakupki.ru/upload/laws/44-FZ/2022/1148.pdf) (далее – Постановление № 1148) предусмотрены до конца 2022 года следующие меры поддержки дорожной отрасли в связи с существенным повышением цен на строительные ресурсы: 1️⃣ определено, что по соглашению сторон в 2022 году допускается изменение существенных условий заключенных до 1 июля 2022 г. госконтрактов на ремонт и (или) содержание автодорог, сторонами которых являются Федеральное дорожное агентство или подведомственные ему федеральные казенные учреждения, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения; 2️⃣ определено, что могут быть изменены существенные условия контрактов, в том числе увеличена цена более чем на 30% в пределах доведенных лимитов на срок исполнения обязательств; 3️⃣ размер изменения цены контракта подлежит проверке на предмет достоверности определения такого изменения организацией, осуществляющей госэкспертизу проектной документации. При этом срок такой проверки не может превышать 14 рабочих дней; 4️⃣ порядок определения размера изменения цены контракта закреплен в методике, являющейся приложением к Постановлению № 1148; 5️⃣ в целях изменения существенных условий контракта поставщик должен обратиться к заказчику в письменной форме с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение. Высшим исполнительным органам субъектов РФ и местным администрациям рекомендовано принять аналогичные меры, которые в условиях значительного роста цен на строительные ресурсы обеспечат возможность изменения существенных условий контрактов на ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения. Постановление № 1148 в основной массе вступает в силу с 1 июля 2022 года.
Загрузить ещё
30.06.2022
Разъяснено, как установить требование об отсутствии поставщика в РНП при отказе от контракта из-за санкционности заказчика
На сайте Минфина России размещено письмо от 27.06.2022 № 24-01-09/61077 (https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/application/?id_65=136728-pismo_minfina_rossii_ot_27.06.2022__24-01-0961077_o_primenenii_postanovleniya_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_ot_23_maya_2022_g.__937_o_vnesenii_i) «O применении Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2022 г. № 937 „О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571“», выпущенное в связи со вступлением в силу с 1 июля 2022 г. Постановления Правительства РФ от 23.05.2022 № 937 (https://t.me/zakupki44fz/6410). По документу заказчик обязан требовать от участников закупки отсутствия информации о них в Реестре недобросовестных поставщиков, включенной в связи с отказом от исполнения контракта из-за введения в отношении заказчика санкций. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 Правила ведения РНП дополнены положением, по которому орган контроля при включении информации в РНП отмечает, что поставщик отказался от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций. Минфин России указывает, что заказчик устанавливает названное требование: при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг (не только указанных в приложении к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571). Требование устанавливается в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в Единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены с 1 июля 2022 г., а также при заключении с 1 июля 2022 г. контрактов с единственным поставщиком; в обязательном порядке, если заказчик не установил более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП, включенной по любым основаниям.
29.06.2022
Принят закон об изменении порядка осуществления закупок в целях заключения офсетных контрактов
28.06.2022 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 28.06.2022 № 231-ФЗ (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206280063) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 231-ФЗ), который вносит изменения в Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ. В частности, изменения в Закон № 44-ФЗ направлены на изменение порядка осуществления закупок, по результатам которых заключаются контракты со встречными инвестиционными обязательствами: допускается осуществление закупок и заключение контрактов на оказание услуги, которые предусматривают встречные инвестиционные обязательства исполнителя по созданию, реконструкции имущества, предназначенного для оказания такой услуги; предусмотрена возможность проведения совместных электронных конкурсов для нескольких субъектов Российской Федерации; снижен минимальный объем инвестиций участника закупки с 1 млрд до 100 млн рублей. В случае проведения совместной закупки такой объем с 2024 года будет составлять не менее 400 млн рублей; с 2024 года добавляется условие о максимальном количестве товара (объеме услуги), которое участник закупки в течение 1 календарного года вправе предоставить иным заказчикам субъекта Российской Федерации по контрактам, заключенным в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Данное положение не применяется в случае, если минимальный объем инвестиций участника закупки превышает 1 млрд рублей. Закон № 231-ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
28.06.2022
Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719
27.06.2022 на Официальном интернет-портале правовой информации размещено постановление Правительства РФ от 22.06.2022 № 1120 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270023) (далее - постановление), которое вносит изменения в приложение к постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В частности, постановление устанавливает, что выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации до даты вступления в силу изменений, утвержденных настоящим постановлением, заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в разделы III и V приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719, действительны до окончания срока их действия. Постановление вступает в силу по истечении 7 дней с даты его официального опубликования.
27.06.2022
Что предусмотреть в условиях закупки работ по строительству объекта "под ключ"
Включайте в документы закупки сведения с учетом требований вашего положения о закупке, при этом учитывайте следующие особенности. Помимо иных обязательных сведений, в извещении о закупке работ по строительству объекта "под ключ" должны быть указаны количество поставляемого товара (если это предусмотрено условиями договора) и объем выполняемой работы (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Кроме того, в документации о закупке помимо иных обязательных сведений должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, что указанное требование можно соблюсти при размещении в составе документов закупки экономически эффективной проектной документации повторного использования. В практике контрольных органов встречается позиция о том, что объединение в один лот работ по проектированию и строительству объекта является нарушением закона в связи с тем, что содержание проектной документации определяет характеристики и объем работ по строительству, а размещение извещения о конкурентной закупке без указанных сведений может быть расценено как нарушение п. 3 ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 21.12.2020 N 223ФЗ-983/20). При установлении требований к участникам закупки учитывайте, что для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства участник закупки должен состоять в строительной СРО, если стоимость договора составляет более 10 млн руб. (ч. 2.1 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ). Кроме того, у участника должен быть внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщика. Совокупный размер обязательств по таким договорам не должен превышать предельный размер обязательств, установленный ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. В качестве документа, подтверждающего соответствие указанному требованию, может быть представлена выписка из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 (ч. 4, 5 ст. 55.17 ГрК РФ). Исключение из правил - лица, перечисленные в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ: для них членство в СРО не требуется. При этом учтите, если вместе со строительной СРО предусмотрите требование к участникам закупки о членстве в проектной СРО, ФАС может посчитать, что подобное объединение ограничивает количество участников закупки, поскольку эти работы относятся к разным рынкам и их выполнение осуществляется лицами, обладающими соответствующей специальной правоспособностью (членством в СРО) по каждому из видов работ (см. Решение ФАС России от 13.11.2020 N 223ФЗ-901/20).
27.06.2022
Строительные закупки "под ключ" по Закону N 223-ФЗ: изменения с 1 июля 2022 года
В Законе N 223-ФЗ закрепят возможность закупить единый комплекс строительных работ. В каких случаях можно приобрести такие работы? Когда обновить положение о закупке? Что предусмотреть в условиях тендера? Ответы на эти вопросы читайте в обзоре КонсультантПлюс. Заказчики смогут приобрести одновременно: - работы по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства; - работы по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства, а также оборудование; - работы по строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства, а также оборудование. Учтите, что закупить оборудование в едином комплексе строительных работ можно только, если оно есть в проектной документации и обеспечивает эксплуатацию объекта капстроительства. В каких случаях можно проводить закупку работ по строительству объекта "под ключ" Вы можете проводить закупку работ по строительству объекта "под ключ", если она не противоречит правилам, предусмотренным вашим положением о закупке. Кроме того, с 1 июля 2022 г. право проводить такие закупки предусматривается Законом N 223-ФЗ (Письмо Минфина России N 24-01-07/45863, Минстроя России N 21909-СМ/09 от 18.05.2022 (https://t.me/zakupki44fz/6394), Письмо ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35236/20 (https://t.me/zakupki44fz/3883)). Заказчик определяет объект закупки самостоятельно. По общему правилу нельзя формировать его таким образом, чтобы это приводило к ограничению числа участников (п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Закупку работ по строительству объекта "под ключ" целесообразно проводить, если используется типовая проектная документация. В иных случаях лучше осуществить отдельными лотами закупку работ по проектированию и строительству объекта. При этом включенное в проектную документацию оборудование, необходимое для эксплуатации объекта, можете закупить одновременно с закупкой работ по строительству. Такой подход снизит риск возникновения претензий со стороны контрольных органов, поскольку он сходен с ранее сформированной позицией ФАС России. При необходимости обновите положение о закупке до 1 октября.
24.06.2022
Минфин: госзаказчикам следует указывать в закупке новое единое требование к участникам из-за санкций
С 3 мая федеральным, региональным органам госвласти, органам местного самоуправления и др. запретили (https://t.me/zakupki44fz/6373) в числе прочего совершать сделки с лицами под санкциями. Минфин, в частности, разъяснил: на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в извещении надо устанавливать требование, что участниками закупки не могут стать такие лица. Их перечень уже определило правительство (см. Постановление Правительства РФ от 11.05.2022 N 851 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416610/)). Соответствие этому требованию подтвердят, к примеру, сведения из выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП (их нотариальные копии). Такую информацию направит оператор ЭП в составе заявки. Тот факт, что участник отвечает данному условию, проверит комиссия по закупкам. Ей следует отклонить заявку, если сведения об участнике есть в перечне. Отметим пример из практики, когда контролеры нашли нарушение в том, что заказчик не установил в закупке указанное требование (см. Решение Брянского УФАС России от 23.05.2022 по делу N 032/06/106-456/2022).
20.06.2022
С 27 июня расширят перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам
В перечень N 1 войдут, в частности: 03.22.20 — свежая или охлажденная пресноводная рыба (продукция рыбоводства); 10.13.15.110 — мясные консервы; 10.86.10.133 — молочные адаптированные смеси (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста; 16.21.12.110 — фанера; 17.23.12.130 — коробки, сумки, футляры, почтовые наборы из бумаги или картона с бумажными канцелярскими принадлежностями; 23.19.23.110 — стеклянная посуда для лабораторных целей; 26.52.1 — часы всех видов, кроме часовых механизмов и частей; 58.29.32.000 — прикладное ПО для загрузки; 62.01.2 — оригиналы ПО. Некоторые позиции детализируют, например металлические готовые изделия (кроме машин и оборудования). Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Так, вместо отдельной продукции в перечень включат практически все позиции по коду 28.23. В перечень N 2 среди прочего добавят такие товары: 27.12 — аппаратуру распределительную и регулирующую электрическую; 27.90.31 (кроме 27.90.31.110) — машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки; 28.91.1 — оборудование для металлургии и его части; 28.94 — оборудование для текстильного, швейного и кожевенного производства; 29.10.59.260 — оперативно-служебные транспортные средства для перевозки лиц под стражей. Отдельные позиции детализируют, в том числе компьютеры и периферийное оборудование. Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Например, вместо некоторых товаров в перечень войдет большинство позиций по коду 28.25.
20.06.2022
Корректируем положение о закупке по Закону N 223-ФЗ с учетом важных изменений с 1 июля 2022 года
Скоро вступят в силу поправки об обеспечительной гарантии при конкурентных закупках у СМСП, об устранении конфликта интересов и др. У заказчиков еще есть время, чтобы учесть новшества в положении о закупке. Напомним, как и когда внести корректировки. В положении нужно предусмотреть требования: к независимой гарантии (https://t.me/zakupki44fz/6284) для обеспечения заявок и договоров при конкурентных закупках у СМСП. В частности, о том, что заказчик примет ее от тех же гарантов, что и по Закону N 44-ФЗ, а также о сроке действия гарантии; закупочным комиссиям заказчика, чтобы не возник конфликт интересов (https://t.me/zakupki44fz/6476). Отдельные новшества заказчик вправе учесть в положении. Так, он может установить (https://t.me/zakupki44fz/5851) новый способ неконкурентной закупки среди СМСП, если хочет проводить ее по принципу "электронного магазина". Для этого способа есть особенности. Например, цена договора не выше 20 млн руб., а закупку осуществляют на электронных площадках операторов из спецперечня (https://t.me/zakupki44fz/3172). Чтобы скорректировать положение, подготовьте документ с изменениями и новую редакцию положения. Утвердить поправки должно уполномоченное лицо или орган. Разместите в ЕИС изменения и актуальное положение в течение 15 дней после утверждения. Приведите положение в соответствие с поправками об обеспечительной гарантии (https://t.me/zakupki44fz/6289) и об устранении конфликта интересов (https://t.me/zakupki44fz/6487) до 1 октября. За неразмещение изменений и обновленного положения или просрочку установлен штраф.
18.06.2022
В Закон № 223-ФЗ могут внести поправки, позволяющие изменять существенные условия договора
Предлагается дополнить ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ положением, предусматривающим возможность изменения по соглашению сторон существенных условий договора, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения договора. Для этого необходимо, чтобы договор был заключен до 1 января 2023 года на срок не менее одного года. Соответствующий законопроект № 145001-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/145001-8) внесен в Госдуму 16 июня 2022 года. К обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения договора, планируется отнести в том числе изменение показателей, обуславливающих увеличение цены товара, выполняемой работы, оказываемой услуги более чем на 20%. Проектом предусмотрено, что само изменение цены договора допускается не более чем на 30% от первоначальной цены договора при подтверждении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) изменения показателей, обуславливающих увеличение цены товара, выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заключения, выданного экспертной организацией. При этом изменение цены договора допускается однократно в течение каждого года срока действия договора и не ранее, чем через три месяца с момента его заключения. В случае отказа заказчика от подписания соглашения об изменении существенных условий договора, договор может быть расторгнут поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в одностороннем порядке путем направления заказчику уведомления о расторжении договора. Вместе с тем планируется установить, что расторжение договора в данном случае не является основанием для внесения поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Инициатива подготовлена в целях поддержки поставщиков (исполнителей, подрядчиков), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в связи со значительным ростом стоимости сырья в 2021-2022 годах.
27.04.2022
Обновлен порядок мониторинга соответствия планов закупки требованиям об участии субъектов МСП
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 № 716 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1169 и о признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации». Документ уточнил порядок проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением в том числе внесены следующие изменения: в отношении автономных учреждений субъекта Российской Федерации мониторинг соответствия проводится при условии, если общая стоимость договоров, которые заключены такими заказчиками по результатам закупки за предшествующий календарный год превышает 250 млн рублей; сроки проведения мониторинга соответствия изменены на 10 рабочих дней (вместо 5 рабочих дней) при осуществлении первичного мониторинга и 5 рабочих дней (вместо 3 рабочих дней) при осуществлении повторного мониторинга. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Источник: Новости ЕИС
10.04.2022
Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами в целях ведения реестра контрактов утратит силу
Регистрацию в Минюсте России прошел приказ Минфина России, в соответствии с которым приказ от 19.07.2019 N 113н "О Порядке формирования информации а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками" (далее - Приказ N 113н) признан утратившим силу. Напомним, что Приказ N 113н был принят во исполнение п. 10 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, которые в настоящее время не действуют. При этом 3 февраля текущего года вступили в силу новые Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками. Указанные изменения вступают в силу 16 апреля текущего года. #реестрконтрактов
08.04.2022
Разъяснены нюансы осуществления заказчиками по Закону N 223-ФЗ закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты МСП
Как отмечается в подготовленном специалистами Минфина России письме, предусмотренный пунктами 8 и 9 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, перечень товаров, работ, услуг утверждается заказчиком самостоятельно, при этом Положение не устанавливает ограничений в отношении его содержания. Также подчеркивается, что заказчики вправе осуществлять указанные в п. 7 Положения закупки, участниками которых являются только субъекты МСП. Запрет на осуществление указанных закупок исключительно среди субъектов МСП не установлен. #223фз #МСП
07.04.2022
В третьем чтении приняли поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Проект среди прочего касается требований к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП. Так, для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например, банков из перечня по Закону N 44-ФЗ (пп. "б" п. 2 ст. 1 проекта на с. 2). В гарантию включают ряд условий, в частности о сроке действия: не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок (пп. "б" п. 2 ст. 1 проекта на с. 3); не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора (пп. "д" п. 2 ст. 1 проекта на с. 5). Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств (пп. "д" п. 2 ст. 1 проекта на с. 5). Правительство утвердит среди прочего доптребования к независимой гарантии и ее форму (пп. "д" п. 2 ст. 1 проекта на с. 5–7). Большинство поправок заработает с 1 июля (п. 1 ст. 3 проекта на с. 9). Положения о закупках нужно будет привести в соответствие с ними до 1 октября (п. 4 ст. 3 проекта на с. 10). #планы Источник: Консультантплюс
05.04.2022
ТПП РФ предлагает приостановить выдачу заключений о форс-мажоре по определенным договорам
Торгово-промышленные палаты могут перестать рассматривать заявления на выдачу заключений о подтверждении обстоятельств непреодолимой силы по некоторым внутрироссийским договорам. Эта рекомендация ТПП РФ касается ситуаций, когда: заявитель (отечественный производитель оборудования, электроники или других сложных товаров), например, не поставил товар российскому контрагенту; нарушение договора произошло из-за того, что иностранные поставщики вследствие санкций отказались передать заявителю нужные для производства комплектующие; в России такие комплектующие не изготавливают. Сейчас эти обстоятельства сложно признать непреодолимыми. Дело в том, что ГК РФ не считает форс-мажором случаи, когда контрагенты должника нарушают обязанности и (или) на рынке нет товаров, нужных для исполнения договора. Рекомендация о приостановке действует, пока не примут закон, который разрешит рассматривать санкции стран, совершающих недружественные действия, как форс-мажор. Подготовили уже 2 проекта подобных поправок. Они проходят обсуждение в правительстве, ЦБ РФ и Госдуме. #ТПП #планы #форсмажор #санкции
01.04.2022
Установлены сроки проведения операций с казначейским обеспечением обязательств при банковском сопровождении госконтрактов
Установлены порядок выдачи (перевода, отзыва) казначейского обеспечения обязательств и сроки проведения операций с казначейским обеспечением обязательств при банковском сопровождении госконтрактов Утвержденные правила устанавливают порядок выдачи (перевода, отзыва) казначейского обеспечения обязательств, предусмотренного статьей 242.22 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), а также сроки проведения операций с казначейским обеспечением обязательств, выдаваемым для подтверждения обязанности Федерального казначейства обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах суммы, необходимой для оплаты указанных обязательств, возникающих в случаях, определенных федеральным законом о федеральном бюджете, а также в иных случаях, определенных БК РФ, при исполнении подлежащих банковскому сопровождению и предусматривающих условия о применении казначейского обеспечения обязательств: государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением госконтрактов в рамках исполнения гособоронзаказа); иных договоров (соглашений), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства соответствующего бюджета (за исключением соглашений о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание ими госуслуг, выполнение работ). #БСК Источник: Консультантплюс
30.03.2022
Правительство утвердило постановление о повышенном авансировании госконтрактов в 2022 году до 90% от НМЦК
Правило распространяется на госконтракты, финансируемые из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из их бюджетов. Ранее размер аванса по госконтрактам в основном ограничивался планкой в 30% от цены, зафиксированной в договоре. Повышение размера авансирования даст предпринимателям доступ к дополнительным ресурсам, поможет им быстрее преодолеть экономические сложности. Постановление также уточняет условия применения казначейского сопровождения при уплате авансовых платежей по госконтрактам. Такая процедура применяется, когда необходим дополнительный контроль за бюджетными средствами. По новым правилам, выплаты авансовых платежей в размере от 50 до 90% будут проводиться с казначейским сопровождением, а авансовые платежи до 50% будут от него освобождены, то есть деньги будут сразу поступать на банковские счета организаций. Это ускорит проведение платежей по заключаемым контрактам, позволит бизнесу отказаться от промежуточных кредитов и не отвлекать из оборота собственные средства. Документ: Постановление от 29 марта 2022 года №505 (http://static.government.ru/media/files/AMQgg4wJJXACAYmZVnMDL7NTj1NlAjYt.pdf)
29.03.2022
Возможно ли в рамках Закона N 44-ФЗ внесение изменения в существенные условия муниципального контракта в части оплаты по контракту (с учетом Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ)?
Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ, вступившим в силу с 08.03.2022, ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1. Согласно этой норме по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно. Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что принципиально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены и условия об оплате (например, о порядке оплаты). При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа. Оценить, действительно ли те или иные обстоятельства, которые, по мнению сторон, делают невозможным исполнение обязательства, являются чрезвычайными, непредотвратимыми и препятствующими исполнению контракта, можно лишь с учетом конкретных условий. Именно контрагент как заинтересованное лицо должен обосновать невозможность выполнения предусмотренного контрактом обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, опираясь на содержание контракта и характер обязательства. Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7). В связи с этим нужно учитывать, что в судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указано и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14 (смотрите также, например, постановление АС Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-9562/2017 по делу N А40-129109/2016). Такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике как предпринимательский риск. Поэтому ссылка контрагента лишь на финансовые затруднения и экономическую нецелесообразность исполнения контракта, как нам представляется, не может быть поводом для обращения заказчика в соответствующий орган с просьбой принять решение об изменении тех или иных существенных условий контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. С учетом вышеизложенного правомерность изменения по указанному основанию условия контракта о цене представляется нам сомнительной. Разумеется, заказчик вправе, представив соответствующее обоснование, обратиться в местную администрацию с просьбой разрешить изменить условия контракта (о сроке и порядке оплаты, о цене и др). Однако если такое решение местной администрацией не будет принято, контрагент обязан будет исполнить контракт на изначально согласованных условиях. В заключение напомним, что стороны вправе в любой момент расторгнуть контракт по обоюдному соглашению. Однако заказчик не обязан заключать ни соглашение о расторжении контракта, ни соглашение об изменении условий контракта, и вправе требовать от контрагента исполнения предусмотренных контрактом обязательств на изначально согласованных условиях. #условияконтракта #оплатаконтракта Источник: http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1535305/
28.03.2022
Какие ошибки совершают новички в торгах?
Ошибка № 1. Подача пробной заявки на участие в закупке Не стоит относиться несерьезно к подаче первой заявки, даже если вы просто прощупываете почву для нового канала продаж. Совет. В любом случае нужно внимательно изучить все условия заказчика и быть готовым их исполнить. Если нет уверенности в правильности заполнения заявки, то стоит обратиться к специалистам по торгам заранее, чтобы они помогли вам начать работу без рисков для репутации. Ошибка № 2. Участие в закупках с несостыковками в техническом задании и проекте контракта Бывает, что в документах заказчика есть несостыковки: реальные показатели товара отличаются от указанных, условия поставки выполнить невозможно, какие-то пункты проекта контракта вообще написаны с ошибками. Новичок воспринимает госзакупки по аналогии с B2B продажами, где всегда можно позвонить контрагенту, о чем-то договориться или изменить условия поставки. Он подает заявку на участие, не зная, что закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ — негибкая государственная система. Заказчик не обязан менять условия закупки. По закону, когда участник подает заявку, он автоматически принимает все прописанные условия. Совет. Если документация заказчика вызывает у вас вопросы, пишите запрос на разъяснения при подачи заявки. Если заказчик не отвечает или не согласен с вашими замечаниями, лучше не участвовать в такой закупке, иначе есть риск потерять деньги и возможность дальше участвовать в торгах. Ошибка № 3. В расчет рентабельности не включены затраты на сервисы и услуги для участия в торгах Начинающий поставщик, когда просчитывает рентабельность участия в закупке, забывает посчитать свои затраты: на оформление электронной подписи сотруднику, комиссии площадкам, сервисы для поиска закупок и многое другое. Особенно сильно просчет по прибыли чувствуют поставщики с низкой начальной ценой контракта, но высокой себестоимостью товара. Запишите все свои траты на услуги и сервисы для работы с закупками и разбейте сумму на планируемое число закупок за год. Совет. Не забывайте закладывать эту сумму при расчете рентабельности участия в каждой закупке, так ваша планируемая прибыль будет сходиться с реальной выручкой от исполнения контракта. Ошибка № 4. Азарт при подаче ценовых предложений Поставщики часто сравнивают участие в аукционе или переторжке с игрой в казино: ставки, адреналин, деньги. Очень хочется перебить ставку конкурента, и азарт настолько захватывает, что поставщик опускает цену ниже порога рентабельности. В итоге тендер выигран, но на его исполнении заработать не удается. Совет. Нужно заранее просчитывать свой минимум по цене и после предельного снижения сразу закрывать вкладку с закупкой. Для участия в аукционе можно использовать встроенных в площадки роботов, если такая возможность реализована на сайте. На старте такой метод поможет побороть искушение бесконечно снижать цену. Ошибка № 5. Нет аналитики ниши на старте Поставщик решает выйти в торги: покупает сервисы для закупок, закупает товар, предварительно не проанализировав свою нишу. В процессе проб и ошибок поставщик понимает: товар № 1 летом не ходовой, а на товар № 2, наоборот, спрос высокий, но кроме поставки нужна еще и установка. Когда нет анализа на старте, то сложно понять реальный спрос на свой товар у заказчиков и определить своих главных конкурентов в сфере. Аналитика помогает сократить путь проб и ошибок и грамотно выстроить стратегию работы: рассмотреть более конкурентную нишу, пересмотреть ценовую политики или вообще пока не выходить в торги. Совет. Не спешите закупать товар для реализации. Конкуренция в одной сфере, но в разных регионах может сильно отличаться. Проанализируйте свой товар на сезонность, определите самых крупных заказчиков в вашей сфере, посмотрите, какой еще товар из смежной категории пользуется спросом. И только потом выходите на торги! Аналитику можно провести самостоятельно, используя бесплатные госсервисы, или заказать на аутсорсе. Время и деньги, потраченные на анализ, окупятся сразу, либо помогут избежать ошибок в долгосрочной перспективе. Ошибка № 6. Задачи тендерного специалиста переходят бухгалтеру или менеджеру по продажам Компания решает выйти на новый рынок — госзакупки. Нового сотрудника нанимать не хочется, да и нет понимания, насколько успешным будет старт в закупках. Поэтому задачи тендерного специалиста ложатся на плечи бухгалтера, как сотрудника с большим опытом работы с законодательством, или на менеджера по продажам, как на сотрудника с опытом в сбыте товара. В итоге в ущерб основной работе сотрудник пытается разобраться в нюансах сложного закупочного законодательства, разрываясь между основными и дополнительными задачами. Такой подход приводит либо к переработкам и выгоранию у сотрудника, либо к низкому проценту побед в торгах. Совет. Участие в первых закупках можно делегировать специалистам по сопровождению. Если выигранные тендеры принесут ту прибыль, на которую вы рассчитывали, то стоит задуматься о найме тендерного специалиста и передать все задачи ему. #поставщикам
25.03.2022
ВС разбирался, какие обязательства покрывает банковская гарантия
Заказчик взыскивал со своего контрагента по муниципальному контракту неотработанный аванс. Для этого он обратился к банку-гаранту, но тот в выплате отказал, потому что текст гарантии якобы не предусматривал подобных выплат. ВС с этим не согласился. Администрация Коломенского городского округа Московской области заключила с обществом «Стройактив» муниципальный контракт на строительство школы. Стоимость контракта составила 752,5 млн руб., стороны предусмотрели аванс в размере 20% от общей стоимости, но не более лимита финансирования на соответствующий финансовый год. Заказчик перечислил 111 млн руб. в счет аванса, но «Стройактив» нарушил сроки строительства, поэтому администрация потребовала у гаранта — ПАО «Нокссбанка» — 93,2 млн руб. неотработанного аванса. Банк в выплате отказал. После этого администрация обратилась в суд с иском (дело № А12-119/2021 (https://kad.arbitr.ru/Kad/Card?number=%D0%9012-119%2F2021)). Три инстанции отказались удовлетворить иск чиновников. Они указали, что банковская гарантия, исходя из ее содержания, обеспечивает только исполнение принципалом обязательств по уплате бенефициару неустоек. А значит, обязанность по возврату бенефициару неотработанного аванса не может быть исполнена посредством банковской гарантии. Коломенская администрация обратилась в Верховный суд. Заявитель настаивает, что обязательства принципала в тексте гарантии не конкретизировались, в ней лишь было указано, что в обязательства принципала входят также уплата неустойки, штрафа и пени. «Соответственно, вывод судов, что банковская гарантия обеспечивает исключительно закрытый перечень обязательств принципала, не соответствует буквальному содержанию текста банковской гарантии и игнорирует цели, которые преследовали стороны дела при заключении договора о выдаче гарантии», — подчеркивают чиновники. Экономколлегия с этим согласилась, отменила решения нижестоящих судов и направила спор на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области. #БГ #аванс Документ: Определение СКЭС ВС РФ от 16.03.2022 № 306-ЭС21-23099 по делу № А12-119/2021
23.03.2022
Принят закон о поправках в Налоговый кодекс для поддержки россиян и компаний в условиях кризиса, вызванного санкциями:
Закон освобождает россиян от уплаты подоходного налога (НДФЛ) с процентов по вкладам за период 2021-2022 годов. Заморожена кадастровая стоимость для исчисления налога на имущество физических и юридических лиц и земельного налога — на уровне 1 января 2022 года. До конца 2024 года продлено разрешение устанавливать налоговые каникулы для физлиц, впервые зарегистрированных в качестве ИП. На пять лет установлена нулевая ставка НДС на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. Вводится ставка налога на прибыль в размере 0% для аккредитованных IT-компаний. Применяется ускоренный возврат НДС для всех компаний, которые не находятся в процедуре банкротства или процессе реорганизации либо ликвидации
17.03.2022
С 22 марта изменят перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам
Из перечня N 1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н уберут часть продукции, например: 10.61.21 — муку пшеничную и пшенично-ржаную; 10.73.11 — макаронные и аналогичные мучные изделия; 17.12.73.110 — бумагу мелованную для печати; 20.52.10 — клеи; 23.11.1 — листовое стекло. В него войдут новые товары, в частности: 10.11.11.120 — телятина парная, остывшая или охлажденная; 10.61.11.000 — шелушеный рис; 13.20.44.120 — медицинская марля; 20.59.52.194 — реактивы химические общелабораторного назначения. В некоторых позициях уточнят коды-исключения. В частности, для резиновых и пластмассовых изделий. Из перечня N 2 среди прочего исключат: 27.90.31 — машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки; 28.30 — сельхозтехнику; 29.10.4 — грузовой автотранспорт. В него добавят, например: 26.40.31.190 — аппаратуру для воспроизведения звука; 32.2 (кроме 32.20.9) — музыкальные инструменты. В ряде позиций также поменяют коды-исключения. Например, для компьютеров и периферийного оборудования. Документ: Приказ Минфина России от 05.03.2022 N 30н (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403589536/) Источник: Гарант (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403589536/)
17.03.2022
Верховный суд поддержал позицию ФАС об импортозамещении в рамках энергосервисных контрактов
Ранее служба выпустила письмо от 16.09.2020 № ИА/80326/20 (https://t.me/zakupki44fz/4189), в соответствии с которым заказчикам при закупках на проведение энергоэффективных мероприятий необходимо устанавливать в документации дополнительные требования. Речь идет об установлении национального режима в отношении поставляемых товаров*. Эти правила дают преимущества в госзакупках производителям и импортёрам, которые произвели свои товары на территории РФ или государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ООО «ПЭК» обратилось в Верховный суд РФ с иском об обжаловании письма антимонопольной службы. Компания ссылалась на то, что в рамках энергосервисного контракта** не предполагается поставка каких-либо товаров заказчику. При этом ему необходимо лишь качественное оказание услуг и достижение необходимой экономии энергетических ресурсов. Таким образом, светильники и иное оборудование являются лишь средствами обеспечения экономии заказчика, а не товарами, поставляемыми при оказании закупаемых услуг. По мнению организации, запрет на допуск иностранных товаров не должен был распространяться на энергосервисные контракты. Однако Верховный суд поддержал позицию антимонопольной службы. Суд подтвердил, что неверное толкование документа компанией приводит к нивелированию требований Закона о контрактной системе. Такое решение суда поддерживает последовательно проводимую государством политику импортозамещения и направлено на защиту внутреннего рынка страны, развитие национальной экономики и поддержку российских производителей. #нацрежим #энергосервисныйконтракт * установлены ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ** закупочные процедуры, предметом которых является совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности
17.03.2022
Путин предложил увеличить объемы авансов по госконтрактам до 50%
Президент России Владимир Путин предложил увеличить объемы авансирования по госконтрактам до половины от общей суммы контракта и уменьшить срок оплаты до 7 рабочих дней. Президент заявил об этом на совещании с правительством. Ключевую роль сыграет частный бизнес, который обеспечит доходы граждан и работу экономики. Нужно убрать регуляторные барьеры, уменьшить проверки и контрольные мероприятия. Предприятия которые выполняют заказы органов власти и компании с госучастием должны как можно быстрее получать деньги за поставленные товары и услуги, пускать их снова в дело. "В этой связи предлагаю увеличить объемы авансирования по госконтрактам - он должен составлять не менее половины от общей суммы контракта. Срок оплаты поставленных товаров и услуг сократиться до 7 рабочих дней. Аналогичное решение необходимо также принять на уровне субъектов, муниципальных образований и компаний с госучастием", - сказал Путин.
16.03.2022
ВС РФ не дал антимонопольному органу ограничить требования к участникам конкурса
АО «Российский сельскохозяйственный банк» проводил запрос предложений в электронной форме на право заключения договора, по условиям которого исполнитель должен будет привлекать клиентов для заключения договора с банком. В конкурсной документации к исполнителю предъявлялось требование о наличии опыта исполнения подобных договоров. Московское УФАС России рассмотрело жалобу компании (ООО «ВБЦ»), которой отказали в допуске заявки к участию в закупке из-за отсутствия подтверждения опыта, и признало в действиях банка нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Банку предписали повторно рассмотреть заявки участников и оценить их заново, но уже без учета требования к опыту. «Россельхозбанк» оспорил предписание в суде. О деле рассказывает Право.ру (https://pravo.ru/news/239437/). Три инстанции решили, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров не может стать критерием допуска к участию в закупке, поскольку соответствие этим требованиям не гарантирует надлежащего исполнения обязательств по договору. Но банк с этим не согласился и пожаловался в Верховный Суд РФ. «Россельхозбанк» настаивал, что включение такого условия в конкурсную документацию поможет ему найти наиболее эффективного исполнителя. Судебная коллегия по экономическим спорам #ВС РФ проверила доводы жалобы, отменила решения нижестоящих инстанций и удовлетворила иск «Россельхозбанка»: предписание антимонопольного органа признано незаконным. #223фз #запроспредложений Документ: Определение ВС РФ от 10.03.2022 по делу № А40-265434/2020 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/7d6c30ed-444e-4083-910e-204bd8781b21/5c5c8647-f663-4a86-85d1-b6509841c813/A40-265434-2020_20220310_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True)
10.03.2022
Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО
Напоминаем, что в срок до 1 апреля 2022 года в соответсвии с частью 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики обязаны разместить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - отчет) в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (далее - ЕИС в сфере закупок). Подготовка отчета и его составление осуществляются по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238. Подробнее с информацией по работе с отчетами в ЕИС в сфере закупок можно ознакомиться в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» - «Руководства пользователя и видеоролики» - «Отчетность». Источник: Новости ЕИС (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=32042)
10.03.2022
Минфин разъяснил порядок применения Постановления N 616 в отношении товаров, включенных в КТРУ
Как отметили в своем письме специалисты министерства, код ОКПД 2, указанный в КТРУ, не является описанием товара. В свою очередь постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616) не устанавливает требований к описанию объекта закупки, указанию кодов ОКПД 2 в документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в отношении конкретной закупки необходимость применения требований Постановления N 616 вне зависимости от наличия или отсутствия в составе справочной информации позиции #КТРУ соответствующего кода ОКПД 2. #минфин Документ: Письмо Минфина России от 17 февраля 2022 г. N 24-03-07/11125 (https://base.garant.ru/403539854/)Источник: ГАРАНТ.РУ (https://www.garant.ru/news/1531589/)
09.03.2022
Экстренные поправки в законодательство о закупках: вступил в силу большой антикризисный закон
С 8 марта два года государственные или муниципальные медорганизации могут приобретать лекарства, медизделия и расходные материалы у едпоставщика, если соблюдены такие условия: закупка электронная; товары изготавливает единственный производитель в РФ или в стране, которая не ввела санкции против России; учредитель медорганизации одобрил закупку; годовой объем закупок по такому основанию для лекарств или расходных материалов не превышает 50 млн руб., а для медизделий — 250 млн руб. Максимальную цену закупки у едпоставщика лекарств по медпоказаниям увеличили на 500 тыс. руб. (пп. "б" п. 3 ст. 8 закона). Ранее предельная сумма — 1 млн руб. Лекарства и медизделия без отечественного аналога заказчики могут приобрести у едпоставщика из спецреестра (пп. "в" п. 3 ст. 8 закона). Положения о последнем утвердит правительство. До конца года правительство и регионы могут определять дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом (ст. 15 закона). Сторонам дали право по согласию менять существенные условия контракта, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Одно из условий — должно быть решение правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации (п. 4 ст. 8 закона).