Новости госзаказов

30.03.2022 Правительство утвердило постановление о повышенном авансировании госконтрактов в 2022 году до 90% от НМЦК

Правило распространяется на госконтракты, финансируемые из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из их бюджетов. Ранее размер аванса по госконтрактам в основном ограничивался планкой в 30% от цены, зафиксированной в договоре. Повышение размера авансирования даст предпринимателям доступ к дополнительным ресурсам, поможет им быстрее преодолеть экономические сложности. Постановление также уточняет условия применения казначейского сопровождения при уплате авансовых платежей по госконтрактам. Такая процедура применяется, когда необходим дополнительный контроль за бюджетными средствами. По новым правилам, выплаты авансовых платежей в размере от 50 до 90% будут проводиться с казначейским сопровождением, а авансовые платежи до 50% будут от него освобождены, то есть деньги будут сразу поступать на банковские счета организаций. Это ускорит проведение платежей по заключаемым контрактам, позволит бизнесу отказаться от промежуточных кредитов и не отвлекать из оборота собственные средства. Документ: Постановление от 29 марта 2022 года №505 (http://static.government.ru/media/files/AMQgg4wJJXACAYmZVnMDL7NTj1NlAjYt.pdf)

Читать полностью >>
29.03.2022 Возможно ли в рамках Закона N 44-ФЗ внесение изменения в существенные условия муниципального контракта в части оплаты по контракту (с учетом Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ)?

Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ, вступившим в силу с 08.03.2022, ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1. Согласно этой норме по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно. Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что принципиально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены и условия об оплате (например, о порядке оплаты). При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа. Оценить, действительно ли те или иные обстоятельства, которые, по мнению сторон, делают невозможным исполнение обязательства, являются чрезвычайными, непредотвратимыми и препятствующими исполнению контракта, можно лишь с учетом конкретных условий. Именно контрагент как заинтересованное лицо должен обосновать невозможность выполнения предусмотренного контрактом обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, опираясь на содержание контракта и характер обязательства. Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7). В связи с этим нужно учитывать, что в судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указано и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14 (смотрите также, например, постановление АС Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-9562/2017 по делу N А40-129109/2016). Такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике как предпринимательский риск. Поэтому ссылка контрагента лишь на финансовые затруднения и экономическую нецелесообразность исполнения контракта, как нам представляется, не может быть поводом для обращения заказчика в соответствующий орган с просьбой принять решение об изменении тех или иных существенных условий контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. С учетом вышеизложенного правомерность изменения по указанному основанию условия контракта о цене представляется нам сомнительной. Разумеется, заказчик вправе, представив соответствующее обоснование, обратиться в местную администрацию с просьбой разрешить изменить условия контракта (о сроке и порядке оплаты, о цене и др). Однако если такое решение местной администрацией не будет принято, контрагент обязан будет исполнить контракт на изначально согласованных условиях. В заключение напомним, что стороны вправе в любой момент расторгнуть контракт по обоюдному соглашению. Однако заказчик не обязан заключать ни соглашение о расторжении контракта, ни соглашение об изменении условий контракта, и вправе требовать от контрагента исполнения предусмотренных контрактом обязательств на изначально согласованных условиях. #условияконтракта #оплатаконтракта Источник: http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1535305/

Читать полностью >>
28.03.2022 Какие ошибки совершают новички в торгах?

Ошибка № 1. Подача пробной заявки на участие в закупке Не стоит относиться несерьезно к подаче первой заявки, даже если вы просто прощупываете почву для нового канала продаж. Совет. В любом случае нужно внимательно изучить все условия заказчика и быть готовым их исполнить. Если нет уверенности в правильности заполнения заявки, то стоит обратиться к специалистам по торгам заранее, чтобы они помогли вам начать работу без рисков для репутации. Ошибка № 2. Участие в закупках с несостыковками в техническом задании и проекте контракта Бывает, что в документах заказчика есть несостыковки: реальные показатели товара отличаются от указанных, условия поставки выполнить невозможно, какие-то пункты проекта контракта вообще написаны с ошибками. Новичок воспринимает госзакупки по аналогии с B2B продажами, где всегда можно позвонить контрагенту, о чем-то договориться или изменить условия поставки. Он подает заявку на участие, не зная, что закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ — негибкая государственная система. Заказчик не обязан менять условия закупки. По закону, когда участник подает заявку, он автоматически принимает все прописанные условия. Совет. Если документация заказчика вызывает у вас вопросы, пишите запрос на разъяснения при подачи заявки. Если заказчик не отвечает или не согласен с вашими замечаниями, лучше не участвовать в такой закупке, иначе есть риск потерять деньги и возможность дальше участвовать в торгах. Ошибка № 3. В расчет рентабельности не включены затраты на сервисы и услуги для участия в торгах Начинающий поставщик, когда просчитывает рентабельность участия в закупке, забывает посчитать свои затраты: на оформление электронной подписи сотруднику, комиссии площадкам, сервисы для поиска закупок и многое другое. Особенно сильно просчет по прибыли чувствуют поставщики с низкой начальной ценой контракта, но высокой себестоимостью товара. Запишите все свои траты на услуги и сервисы для работы с закупками и разбейте сумму на планируемое число закупок за год. Совет. Не забывайте закладывать эту сумму при расчете рентабельности участия в каждой закупке, так ваша планируемая прибыль будет сходиться с реальной выручкой от исполнения контракта. Ошибка № 4. Азарт при подаче ценовых предложений Поставщики часто сравнивают участие в аукционе или переторжке с игрой в казино: ставки, адреналин, деньги. Очень хочется перебить ставку конкурента, и азарт настолько захватывает, что поставщик опускает цену ниже порога рентабельности. В итоге тендер выигран, но на его исполнении заработать не удается. Совет. Нужно заранее просчитывать свой минимум по цене и после предельного снижения сразу закрывать вкладку с закупкой. Для участия в аукционе можно использовать встроенных в площадки роботов, если такая возможность реализована на сайте. На старте такой метод поможет побороть искушение бесконечно снижать цену. Ошибка № 5. Нет аналитики ниши на старте Поставщик решает выйти в торги: покупает сервисы для закупок, закупает товар, предварительно не проанализировав свою нишу. В процессе проб и ошибок поставщик понимает: товар № 1 летом не ходовой, а на товар № 2, наоборот, спрос высокий, но кроме поставки нужна еще и установка. Когда нет анализа на старте, то сложно понять реальный спрос на свой товар у заказчиков и определить своих главных конкурентов в сфере. Аналитика помогает сократить путь проб и ошибок и грамотно выстроить стратегию работы: рассмотреть более конкурентную нишу, пересмотреть ценовую политики или вообще пока не выходить в торги. Совет. Не спешите закупать товар для реализации. Конкуренция в одной сфере, но в разных регионах может сильно отличаться. Проанализируйте свой товар на сезонность, определите самых крупных заказчиков в вашей сфере, посмотрите, какой еще товар из смежной категории пользуется спросом. И только потом выходите на торги! Аналитику можно провести самостоятельно, используя бесплатные госсервисы, или заказать на аутсорсе. Время и деньги, потраченные на анализ, окупятся сразу, либо помогут избежать ошибок в долгосрочной перспективе. Ошибка № 6. Задачи тендерного специалиста переходят бухгалтеру или менеджеру по продажам Компания решает выйти на новый рынок — госзакупки. Нового сотрудника нанимать не хочется, да и нет понимания, насколько успешным будет старт в закупках. Поэтому задачи тендерного специалиста ложатся на плечи бухгалтера, как сотрудника с большим опытом работы с законодательством, или на менеджера по продажам, как на сотрудника с опытом в сбыте товара. В итоге в ущерб основной работе сотрудник пытается разобраться в нюансах сложного закупочного законодательства, разрываясь между основными и дополнительными задачами. Такой подход приводит либо к переработкам и выгоранию у сотрудника, либо к низкому проценту побед в торгах. Совет. Участие в первых закупках можно делегировать специалистам по сопровождению. Если выигранные тендеры принесут ту прибыль, на которую вы рассчитывали, то стоит задуматься о найме тендерного специалиста и передать все задачи ему. #поставщикам

Читать полностью >>
25.03.2022 Кабмин уточнил правила ведения РНП в сфере госзаказа и оплаты договоров с МСП по Закону N 223-ФЗ

С 23 марта не включают в РНП поставщиков, не исполнивших обязательства по госконтрактам из-за иностранных санкций или иных внешних ограничений. При этом с поставщиков не сняли ответственность за отказ от исполнения контракта из-за санкций в отношении заказчика. Срок оплаты по договорам с малым и средним бизнесом в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ сократили с 15 до 7 рабочих дней. Документ: Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 N 417

Читать полностью >>
25.03.2022 ВС разбирался, какие обязательства покрывает банковская гарантия

Заказчик взыскивал со своего контрагента по муниципальному контракту неотработанный аванс. Для этого он обратился к банку-гаранту, но тот в выплате отказал, потому что текст гарантии якобы не предусматривал подобных выплат. ВС с этим не согласился. Администрация Коломенского городского округа Московской области заключила с обществом «Стройактив» муниципальный контракт на строительство школы. Стоимость контракта составила 752,5 млн руб., стороны предусмотрели аванс в размере 20% от общей стоимости, но не более лимита финансирования на соответствующий финансовый год. Заказчик перечислил 111 млн руб. в счет аванса, но «Стройактив» нарушил сроки строительства, поэтому администрация потребовала у гаранта — ПАО «Нокссбанка» — 93,2 млн руб. неотработанного аванса. Банк в выплате отказал. После этого администрация обратилась в суд с иском (дело № А12-119/2021 (https://kad.arbitr.ru/Kad/Card?number=%D0%9012-119%2F2021)). Три инстанции отказались удовлетворить иск чиновников. Они указали, что банковская гарантия, исходя из ее содержания, обеспечивает только исполнение принципалом обязательств по уплате бенефициару неустоек. А значит, обязанность по возврату бенефициару неотработанного аванса не может быть исполнена посредством банковской гарантии. Коломенская администрация обратилась в Верховный суд. Заявитель настаивает, что обязательства принципала в тексте гарантии не конкретизировались, в ней лишь было указано, что в обязательства принципала входят также уплата неустойки, штрафа и пени. «Соответственно, вывод судов, что банковская гарантия обеспечивает исключительно закрытый перечень обязательств принципала, не соответствует буквальному содержанию текста банковской гарантии и игнорирует цели, которые преследовали стороны дела при заключении договора о выдаче гарантии», — подчеркивают чиновники. Экономколлегия с этим согласилась, отменила решения нижестоящих судов и направила спор на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области. #БГ #аванс Документ: Определение СКЭС ВС РФ от 16.03.2022 № 306-ЭС21-23099 по делу № А12-119/2021

Читать полностью >>
24.03.2022 Контракты на лекарства и медизделия не будут учитывать при расчете объема закупок у СМП и СОНКО

Госдума приняла в третьем чтении поправки к Закону N 44-ФЗ, направленные на упрощение закупок в условиях санкций. В 2022 и 2023 годах, чтобы определить объем закупок у СМП и СОНКО, заказчики исключат из СГОЗ контракты на приобретение лекарств и медизделий (ст. 3 законопроекта). Изменения касаются закупок федеральных и региональных органов власти, подведомственных им учреждений и предприятий, а также муниципальных медорганизаций. #планы Документ: Проект Федерального закона N 84920-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/84920-8)

Читать полностью >>
23.03.2022 Принят закон о поправках в Налоговый кодекс для поддержки россиян и компаний в условиях кризиса, вызванного санкциями:

Закон освобождает россиян от уплаты подоходного налога (НДФЛ) с процентов по вкладам за период 2021-2022 годов. Заморожена кадастровая стоимость для исчисления налога на имущество физических и юридических лиц и земельного налога — на уровне 1 января 2022 года. До конца 2024 года продлено разрешение устанавливать налоговые каникулы для физлиц, впервые зарегистрированных в качестве ИП. На пять лет установлена нулевая ставка НДС на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. Вводится ставка налога на прибыль в размере 0% для аккредитованных IT-компаний. Применяется ускоренный возврат НДС для всех компаний, которые не находятся в процедуре банкротства или процессе реорганизации либо ликвидации

Читать полностью >>
18.03.2022 ВС РФ: Банк несет ответственность за выдачу не принятой заказчиком гарантии по госконтракту

Если контракт по 44-ФЗ с победителем закупки не был заключен по причине несоответствия выданной банковской гарантии требованиям закона, и обязательства по гарантии не возникли, то у банка (ПАО "Совкомбанк") отсутствуют основания удержания денежных средств, уплаченных победителем закупки в качестве комиссии за предоставление банковской гарантии и такие денежные средства должны быть возвращены победителю закупки, т.к. они являются неосновательным обогащением. Банк является стороной, обязанной обеспечить соответствие условий гарантии требованиям Закона о контрактной системе. Даже отсутствие в согласованном сторонами тексте гарантии условий, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 45 Закона, само по себе не может быть поставлено в вину принципалу и, как следствие, влечь освобождение банка от ответственности, следует из постановления АС Московского Округа, поддержанного Верховным Судом. Общество признано победителем электронного аукциона. Общество подписало проект контракта на поставку асфальтобетонной смеси Лот № 4 и в целях обеспечения обязательств по нему предоставило банковскую гарантию. За выдачу банковской гарантии общество оплатило комиссию в сумме 2,8 млн рублей. Учреждение признало общество уклонившимся от заключения контракта по причине несоответствия банковской гарантии требованиям статьи 45 Закона № 44-ФЗ. В то же время антимонопольный орган отказал во внесении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку установил, что в поведении и действиях общества не усматриваются признаки недобросовестного поведения участника закупок, направленного на уклонение от исполнения взятых на себя обязательств, а также на срыв закупок. Полагая, что несоответствие спорной банковской гарантии требованиям законодательства и аукционной документации свидетельствует о ненадлежащем исполнении гарантом обязательств по договору на предоставление банковской гарантии, повлекшем отказ бенефициара от заключения контракта с принципалом, общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя исковые требования, суды первой и кассационной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, исходили из следующего. Финансовая услуга выдачи банковской гарантии заключается не просто в передаче гарантии, а в принятии банком-гарантом на себя всех рисков и обязательств обеспечивать обязанность принципала перед бенефициаром в течение всего срока действия гарантии. Значение банковской гарантии заключается именно в пользовании ею и сохранении обязательств по ней после даты ее выдачи. Положения статьи 368 Гражданского кодекса РФ не могут толковаться, как устанавливающие обязанность принципала выплатить вознаграждение гаранту лишь за факт выдачи гарантии, и, следовательно, как дающие право гаранту взимать вознаграждение за период, когда обязательство банка из выдачи банковской гарантии прекратило свое действие. Существенным условием гарантийного обязательства в силу статьи 368 Гражданского кодекса РФ является его обеспечительная функция, в отсутствие которой банковская гарантия теряет юридическую силу. Принимая во внимание обстоятельства дела, учитывая, что контракт с обществом не был заключен по причине несоответствия выданной гарантии требованиям закона, и обязательства по гарантии не возникли, суды сделали вывод об отсутствии у банка оснований удержания денежных средств, уплаченных обществом в качестве комиссии за предоставление банковской гарантии. #ВС #БГ Документ: Определение ВС РФ от 16.03.2022 № 305-ЭС21-27454 по делу № А40-102220/2020 Источник: gkgz.ru

Читать полностью >>
17.03.2022 С 22 марта изменят перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам

Из перечня N 1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н уберут часть продукции, например: ● 10.61.21 — муку пшеничную и пшенично-ржаную; ● 10.73.11 — макаронные и аналогичные мучные изделия; ● 17.12.73.110 — бумагу мелованную для печати; ● 20.52.10 — клеи; ● 23.11.1 — листовое стекло. В него войдут новые товары, в частности: ● 10.11.11.120 — телятина парная, остывшая или охлажденная; ● 10.61.11.000 — шелушеный рис; ● 13.20.44.120 — медицинская марля; ● 20.59.52.194 — реактивы химические общелабораторного назначения. В некоторых позициях уточнят коды-исключения. В частности, для резиновых и пластмассовых изделий. Из перечня N 2 среди прочего исключат: ● 27.90.31 — машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки; ● 28.30 — сельхозтехнику; ● 29.10.4 — грузовой автотранспорт. В него добавят, например: ● 26.40.31.190 — аппаратуру для воспроизведения звука; ● 32.2 (кроме 32.20.9) — музыкальные инструменты. В ряде позиций также поменяют коды-исключения. Например, для компьютеров и периферийного оборудования. Документ: Приказ Минфина России от 05.03.2022 N 30н (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403589536/) Источник: Гарант (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403589536/)

Читать полностью >>
17.03.2022 Верховный суд поддержал позицию ФАС об импортозамещении в рамках энергосервисных контрактов

Ранее служба выпустила письмо от 16.09.2020 № ИА/80326/20 (https://t.me/zakupki44fz/4189), в соответствии с которым заказчикам при закупках на проведение энергоэффективных мероприятий необходимо устанавливать в документации дополнительные требования. Речь идет об установлении национального режима в отношении поставляемых товаров*. Эти правила дают преимущества в госзакупках производителям и импортёрам, которые произвели свои товары на территории РФ или государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ООО «ПЭК» обратилось в Верховный суд РФ с иском об обжаловании письма антимонопольной службы. Компания ссылалась на то, что в рамках энергосервисного контракта** не предполагается поставка каких-либо товаров заказчику. При этом ему необходимо лишь качественное оказание услуг и достижение необходимой экономии энергетических ресурсов. Таким образом, светильники и иное оборудование являются лишь средствами обеспечения экономии заказчика, а не товарами, поставляемыми при оказании закупаемых услуг. По мнению организации, запрет на допуск иностранных товаров не должен был распространяться на энергосервисные контракты. Однако Верховный суд поддержал позицию антимонопольной службы. Суд подтвердил, что неверное толкование документа компанией приводит к нивелированию требований Закона о контрактной системе. Такое решение суда поддерживает последовательно проводимую государством политику импортозамещения и направлено на защиту внутреннего рынка страны, развитие национальной экономики и поддержку российских производителей. #нацрежим #энергосервисныйконтракт * установлены ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ** закупочные процедуры, предметом которых является совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Читать полностью >>
1234567